Воздушные компрессоры после запуска издают шум примерно 50-90 дБ, это может отрицательно действовать на сотрудников, которые работают с пневмоустановками. Громкие звуки также препятствуют применению оборудования в жилых зонах, где в утренние и вечерние часы следует ограничивать уровень шума.
Главная причина высокой шумности компрессора – сила трения. При нагнетании воздуха подвижные детали пневмоустановки соприкасаются друг с другом: компрессионные кольца со стенками цилиндров, коленчатый вал с бронзовыми вкладышами, подшипники и втулки электромотора с валом ротора. Смазка снижает шумность, но не может устранить ее полностью.
Силы трения в узлах и механизмах, работающий двигатель внутреннего сгорания, ослабленные болты и гайки также вызывают посторонние шумы. Жесткое основание пневмокомпрессора, установленное на твердую поверхность, передает вибрацию на пол, а вертикальные перекрытия усиливают его.
Шумоизоляция компрессоров
Есть несколько способов снижения шумности пневмоустановки: модернизация агрегата, устранение неисправностей, установка компрессора вдали от рабочей зоны. Распространенные способы уменьшения уровня шума, издаваемого пневматическим оборудованием:
- размещение в отдельном помещении – воздушный компрессор устанавливают в цехе, к выходному штуцеру присоединяют магистраль, разводят трубопроводы по мастерским;
- установка рамы на резиновые подушки – при соприкосновении стального основания с бетонным полом шум работающего пневмокомпрессора быстро распространяется по помещениям. Монтаж резиновых опор на нижнюю часть рамы значительно уменьшит гул, возникающий при работе установки;
- устранение люфтов – при длительной работе компрессора из-за постоянной вибрации ослабевают крепежные детали: болты, шпильки, гайки. Чтобы уменьшить шумность пневмокомпрессора, следует затянуть точки крепления: кожухов, съемной решетки, закрывающей шкивы ременной передачи. Для уменьшения вероятности ослабления крепежа можно использовать гайки с уплотнителями или резьбовой герметик. Дополнительно нужно проверить наличие люфтов между валами, втулками, подшипниками. Изношенные детали заменить;
- ремонт выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания – глушитель мотора бензиновой или дизельной пневмоустановки со временем прогорает. Выхлопные газы выходят наружу через отверстия в патрубках, из-за этого появляются посторонние звуки.
Модернизация привода компрессора
Существует три типа привода компрессора: ременной, шестеренчатый, прямой (через муфту). Ременной привод обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к компрессорному блоку через пару шкивов. Ремень натягивают на диски с проточками, во время вращения шкивов ремень трется об их поверхности, вызывая посторонние шумы и вибрацию.
На мощных компрессорах передача крутящего момента обеспечивается за счет зацепленных друг с другом шестерен. При их вращении также появляются характерные «металлические» звуки.
Самым малошумным считается прямой привод. На выходной вал двигателя крепят муфту. Входной вал компрессорной установки располагается соосно валу мотора и соединяется через муфту. Механизм сцепления при вращении издает минимум звуков благодаря плотной посадке вращающихся деталей. Самыми «тихими» считаются гидромуфты, так как подвижные элементы расположены внутри диска с трансмиссионным маслом, вязкая жидкость глушит посторонние звуки.
Чтобы уменьшить уровень шума компрессора с ременной передачей, следует:
- Установить мотор на жесткой раме.
- На вал двигателя напрессовать механизм муфты.
- На входном валу компрессорной установки закрепить фланец с хвостовиком, который будет свободно входить в диск сцепления мотора.
- Установить компрессорный блок соосно с валом двигателя, совместить хвостовик с муфтой и отцентрировать компрессор.
- Закрепить пневмоагрегат.
Сборка кожуха с шумоизоляцией
Одним из лучших способов уменьшения шумности пневмокомпрессора считается его размещение в отдельном кожухе, на стенках которого закреплены листы из звукопоглощающих материалов. Чаще всего применяют: минвату, пенопласт или его аналоги, акустический поролон. Чем толще лист, тем эффективнее он будет глушить звуки. На шумопоглощение влияет структура материала, многослойные полотна лучше справятся с шумом.
Этапы сборки кожуха (контейнера) для компрессора:
- Сварка цельной рамы для двигателя и компрессорного блока – агрегаты должны свободно размещаться на основании. Если мотор дизельный или бензиновый, нужно предусмотреть крепление глушителя и топливного бака.
- Монтаж пола – пол изготавливают из листа 3-4 мм. На нижнюю часть укладывают слой минваты толщиной 50 мм.
- Установка опор – подушки делают из толстой резины. Опоры крепят к нижнему листу.
- Сборка каркаса контейнера – в качестве стоек используют стальные уголки или швеллеры. Их приваривают к основанию так, чтобы после сборки к каркасу можно было прикрепить стенки и съемные двери. Для этого нужно сделать проемы из уголков или швеллеров. Двери следует устанавливать в тех местах, где требуется доступ к узлам компрессора во время его запуска и обслуживания: в зоне расположения блока управления, манометров, выходного воздушного штуцера, топливного бака, фильтров.
- Стенки и двери изготавливают из листового металла толщиной 2-3 мм. К внутренним поверхностям приклеивают шумоизоляцию.
При достаточной толщине шумоизоляционных материалов степень снижения шума составит не менее 25 дБ. Если требуется уменьшить шум работающего двигателя внутреннего сгорания, допускается обернуть глушитель огнестойкой минватой. Шумоизоляцию фиксируют с помощью хомутов.