Передвижные воздушные компрессоры используются для подачи сжатого воздуха при работе на объектах, где применение стационарных установок невозможно или нерентабельно. Такие модели актуальны при строительстве, дорожных или ремонтных работах, разработке карьеров или шахт, добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве. Мобильные установки отличаются небольшими габаритами и весом по сравнению со стационарными, а ряд моделей дают возможность автономной работы.
Основные особенности мобильного оборудования
Помимо небольших габаритов и наличия шасси или других элементов для упрощения транспортировки, передвижное компрессорное оборудование имеет несколько отличительных особенностей:
- для запуска установки не требуется проводить подготовительные работы: сборку, наладку;
- рабочие узлы расположены компактно;
- конструкция защищена от неблагоприятных погодных условий, может использоваться при высокой влажности, загрязненности воздуха;
- усиленный корпус защищает оборудование от механических повреждений;
- устройство может использоваться в широком температурном диапазоне (как правило, от -40 до +40 °C);
- все узлы и механизмы расположены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для ремонта и замены.
Устройство и принцип работы передвижного компрессора
Компрессор передвижной, как правило, оснащается рабочим элементом винтового типа. Воздух нагнетается при вращении винтовой (роторной) пары. Между лопастями ведущего и ведомого ротора образуются полости, размер которых меняется при вращении винтов. Это обеспечивает повышение давления воздуха и его подачу на ресивер или принимающее оборудование.
Помимо винтовой пары, конструкция включает:
- двигатель, работающий на бензине, дизеле или от электросети;
- систему смазки и охлаждения, которая снижает трение между движущимися элементами, а также предотвращает перегрев;
- систему подготовки воздуха (осушители, фильтры);
- блок управления.
Тип двигателя в передвижных компрессорах
Существует две основных разновидности мобильного компрессорного оборудования: электрические и топливные модели. Электрические компрессорные установки работают от сети, топливные требуют заправки бензином или дизелем. Также доступны модели без собственного двигателя, которые подключаются к двигателю транспортных средств, но они используются реже из-за низкой автономности.
Компрессоры передвижные с электродвигателем требуют подключения к трехфазной сети. Это снижает их автономность по сравнению с топливными моделями: для работы требуется источник питания. Но такие устройства имеют ряд преимуществ:
- низкая стоимость эксплуатации по сравнению с топливными моделями – следовательно, более низкая себестоимость сжатого воздуха;
- менее шумная работа и вибрация во время эксплуатации;
- отсутствие выхлопных газов;
- больший срок службы (особенно при наличии функции «плавный пуск», которая снижает нагрузку на двигатель во время запуска установки);
- простое техническое обслуживание, значительная часть которого может выполняться силами пользователей.
Дизельные мобильные компрессоры предлагают пользователю бóльшую автономность. Для их работы не требуется генератор или другой источник электросети. Они имеют следующие преимущества:
- мобильность благодаря отсутствию кабелей – универсальность;
- в большинстве случаев – более высокая мощность, чем у электрических моделей (хотя в данный момент на рынке доступны также электрические двигатели высокой мощности);
- широкий диапазон рабочих температур (до -40°C).
В большинстве компрессорных установок используются дизельные двигатели. Бензиновые, как правило, имеют более низкую мощность, поэтому применяются реже.
При выборе компрессора следует учитывать, что топливные модели требуют более сложного технического обслуживания. Необходимо выполнять регулярную замену моторного масла, свечей зажигания, масляных фильтров двигателя, фильтров очистки топлива. Стоимость топлива также повышает себестоимость сжатого воздуха.
Тип привода в компрессорных установках
В мобильных компрессорах используется два типа приводов:
- Прямой – для устройств мощностью 75 кВт или выше. КПД прямой передачи составляет до 99%. Крутящий момент передается непосредственно на ведущий ротор через прямое соединение с валом двигателя либо через соединяющую муфту. Для регулировки количества оборотов используется частотный преобразователь.
- Ременной – имеет КПД ниже, чем прямой привод, но снижает нагрузку на рабочие узлы установки. Использование ременной передачи позволяет компенсировать перегрузки (в том числе при запуске), снижает шум и вибрацию при эксплуатации, а также обеспечивает возможность настройки крутящего момента.
Способ передвижения
Наиболее используемый вариант мобильных компрессоров – на шасси. Устройство шасси зависит от модели: размер колес, количество осей, возможность регулировки высоты, наличие тормоза. Шасси упрощает транспортировку компрессора как в пределах рабочего объекта, так и между объектами. При необходимости оборудование можно прицепить к автомобилю. Колеса обеспечивают простую транспортировку почти по любой поверхности.
Некоторые устройства предполагают перевозку только в кузове транспортного средства. Вместо колес используется рама или стойки. Такое компрессорное оборудование более компактно, но может быть неудобным в том случае, если работа предполагает активное перемещение по объекту. Для погрузки на транспортное средство устройства оснащаются кольцом для подъемного крана.