Работа большинства компрессоров, особенно винтового типа, подразумевает использование масла для охлаждения двигателя и смазки трущихся деталей, уплотнения зазоров между винтами. Для эффективной работы устройства, в поступающий воздух впрыскивается масляная взвесь. Чтобы отделить воздушную смесь от масла после сжатия, и получить чистую рабочую среду без примесей, используется сепаратор воздуха.
Устройство сепаратора воздуха
Основная часть конструкции – сепарирующий элемент. Он представляет собой несколько слоев волокнистого материала, заключенного в перфорированную металлическую оболочку. В центре находится цилиндрический элемент, по которому стекают капли масла после отделения от воздушной смеси.
Помимо основного элемента, конструкция включает внешний корпус с воздуховодами для воздушно-масляной смеси и очищенной рабочей среды, а также углублением для стекания масла и каналом для его отвода. Устройство присоединяется к компрессору при помощи фланца или резьбы.
Виды воздушных сепараторов
Различают две разновидности сепараторов:
- Внешний (накручивающийся) – крепится к суппорту при помощи резьбового соединения. Такой фильтр легко и удобно менять: достаточно открутить старый сепаратор и накрутить новый. Максимальная пропускная способность таких изделий – до 5000 л/мин. Изделия этого типа не используются для промышленного оборудования высокой мощности и преимущественно применяются для очистки рабочей среды на средне- и маломощных установках.
- Внутренний (погружной) – устанавливается внутрь масляного бака над поверхностью масляного резервуара, что усложняет его замену. Как правило, такие модели имеют высокую пропускную способность и используются на установках большой мощности.
Принцип работы воздушного сепаратора
Для отделения воздуха от масла воздушная смесь подается через воздуховод таким образом, чтобы она прошла волокнистый сепарирующий материал по направлению «снаружи внутрь». В процессе прохождения слоев материала мелкие частицы масла соединяются в более крупные, постепенно отделяясь от воздушной смеси. К тому моменту, когда рабочая среда попадает в центральную часть, капли оказываются достаточно крупными, чтобы стечь по центральному цилиндрическому элементу под действием силы тяжести.
Очищенный воздух направляется в радиатор охлаждения, после чего поступает в ресивер или на подключенное к компрессору оборудование. Масло, стекшее в нижнюю часть устройства, скапливается в специальном углублении. Далее масло выводится через специальный канал, проходит фильтр для очистки и возвращается в систему компрессора.
Воздушный сепаратор для компрессора следует менять в среднем после 4000 часов работы – частота зависит от типа масла, условий эксплуатации, качества волокнистого материала. При использовании неисправного или забитого сепаратора в сжатом воздухе на выходе из компрессора появляются примеси масла, которые могут повредить подключенное к компрессору пневматическое оборудование, испортить результаты работы краскопультом и т.д. Без сепаратора уровень масла в компрессоре быстро снижается, что приводит к его перегреву и повреждению.